2015–2025: метаморфозы Дальнего Востока за 10 лет интенсивного развития (часть 2)
Юбилейный, 10-й Восточный экономический форум — повод подвести итоги десятилетия. За эти годы Дальний Восток кардинально изменился.Ведь развитие Дальнего Востока, как сказал Владимир Путин, приоритет для всей страны на весь ХХI век. А как известно, столетие начинается с малого — с первых 10 лет.
Экономика
Было: крупнейшие месторождения (Удокан, Баимка) десятилетиями простаивали. Региону требовались триллионные инвестиции.
Стало: запущено свыше 2,9 тыс. проектов на 10,6 трлн . Создано 171 тыс. рабочих мест, введено 956 предприятий. Начали работу Удоканский ГОК, Малмыжский проект, идёт строительство Баимского ГОКа.
В планах: развитие переработки и снижение зависимости от импортной техники.
Рыбная и лесная отрасли
Было: после СССР отрасли деградировали: промысел велся на старых судах, лес шёл за границу «сырым».
Стало: строятся новые рыбопромысловые суда и заводы, модернизируется лесопереработка.
В планах: завершение строительства 99 судов и 27 заводов, углублённая переработка древесины, создание цепочек добавленной стоимости.
Транспорт и Севморпуть
Было: в 2012 году грузооборот СМП — всего 1 млн т (при 8 млн т в лучшие годы СССР). Маршрут считался сложным и малоперспективным.
Стало: в 2024-м грузооборот достиг 37,9 млн т. Россия — мировой лидер по навигации во льдах, создан ледокольный флот и спутниковая система прогнозирования.
В планах: довести грузооборот до 100 млн т к 2030–2032 гг., развивать порты и незамерзающие каналы, построить новый ледовый флот для круглогодичной навигации.
Авиация и внутрирегиональные перевозки
Было: после распада СССР авиаперевозки в ДФО упали в 10 раз, многие маршруты закрылись. Отдалённые районы оказались в изоляции.
Стало: создана авиакомпания «Аврора», открыто 33 маршрута, которыми ежегодно пользуются миллионы пассажиров, заказано 37 новых российских самолётов.
В планах: до 2030 года обновить парк на 100+ отечественных самолётов, расширять маршрутную сеть и доступность перелётов.
Железные дороги
Было: БАМ и Транссиб перегружены угольными составами, что сдерживало экспорт и тормозило экономику.
Стало: утверждён план развития Восточного полигона РЖД, пропускная способность вырастет с 180 до 270 млн т к 2032 году.
В планах: приоритет экогрузов, новые экспортные маршруты, модернизация инфраструктуры для ускорения потока.
Важно, что за всем происходящим в регионах Дальнего Востока пристально следит Полпред ДФО Юрий Трутнев, который координирует работу всех задействованных в развитии макрорегиона.